Номинанты

damidami

Коллектив художников ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» и ГУ «Культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска «Двина»

И.П. Дадонова, В.И. Зубрицкий, Е.В. Жукова, В.С. Стулов, Т.П.Сухаревская, Е.А.Фаворитова, В.Б Фадеева, Н.А. Бобрович

pp

Произведение выдвинутое на соискание премии Союзного государства:

Коллекция павловопосадских шалей и моделей одежды «Букет для славянки»

Представлена Союзом дизайнеров России.

Шали и современные модельные костюмы на основе народных орнаментальных мотивов

Творческая биография 

Коллекция павловопосадских шалей и моделей одежды «Букет для славянки» является результатом творческой работы авторского коллектива художников ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» и ГУ «Культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска «Двина».

Коллекция была создана в ходе совместного белорусско-российского выставочного проекта в целях популяризации исторического наследия и развития традиций славянских культур России и Беларуси.

Промысел по изготовлению платков с печатным авторским рисунком возник в Павловском Посаде в конце XVIII века, имеет двухвековую историю развития, в результате которой стал национальным российским брендом.

В Беларуси павловопосадские шали широко распространились в женском костюме с середины XIX века. Их цветочно-растительная орнаментика органично сочеталась с атласными и парчовыми тканями городского и мещанского костюма, с народной вышивкой и печатной набойкой крестьянского костюма.

По сегодняшний день павловопосадский платок является популярным декоративным элементом женского наряда, особенно востребованным для создания праздничных комплексов и исторических реконструкций, широко бытующих в молодёжной среде.

Основой общего проекта является коллекция шалей «Цветы России», которая представляет авторские работы ведущих художников Павлопосадской платочной мануфактуры.

Автор совместного белорусско-российского проекта «Букет для славянки» и один из создателей коллекции павловопосадских шалей «Цветы России» главный художник ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», Заслуженный художник РФ, Лауреат Государственных премий РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Зубрицкий В.И.

Над коллекцией работали художники: Заслуженный художник РФ, Лауреат Государственных премий РФ Дадонова И.П.; Лауреат Государственной премии РФ Фадеева В.Б.; Лауреат Государственной премии РФ Жукова Е.В.; Лауреат Государственной премии РФ Сухаревская Т.П., художник-технолог Стулов В.С., художник Фаворитова Е.А.

Совместный белорусско-российский выставочный проект «Букет для славянки» является примером творческого сотрудничества в области народных ремёсел и промыслов, раскрывает общность национальных культур, а также творческие перспективы их развития.

Дипломы и благодарности


Рецензия на коллекцию павловопосадских шалей и моделей одежды «Букет для славянки»

Рецензия на коллекцию моделей авторского народного костюма

54 отзывы и рекомендации
  1. Екатерина Витальевна says:

    Коллекция раскрывает суть истории, времени и продолжает многовековые традиции. Благодаря таким проектам элементы народного славянского костюма используются всё чаще. Спасибо за замечательную коллекцию!

    • Нина Александровна says:

      Екатерина Витальевна! Огромная благодарность за интерес к коллекции костюмов в проекте «Букет для славянки» и поддержку устремлений проекта к популяризации (извините, за избитость термина) канонов славянской, а на этапе расцвета народного костюма — белорусской и русской традиций 19-20 вв. в современном контексте понимания, бытования и поисков новых путей функционирования и адаптации истоков материальных и духовных ценностей олицетворённых в праздничной (современной модной, светской, сценической и т.д.) одежде местного населения белорусско-русского пограничья, ориентированными на центры культуры и моды в различных местах их локализации…

      • Нина Александровна says:

        https://www.facebook.com/nina.bobrovich/media_set?set=a.455304781234914.1073741826.100002661895023&type=1 Это ссылка на новый фотоальбом коллекции «Возвращение к истокам» в совместном белорусско-российском проекте «Букет для славянки» во время XXII Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» в июле 2013 года (две фотосессии: во время показа у Св. Успенского Собора, на фоне Ратуши, Амфитеатра, Круглика и Музыкальной гостиной, где проходила выставка «Партнёрство традиций и моды» в рамках презентации проекта на Славянском базаре). Автор коллекции художник-модельер, член Белорусского Союза мастеров народного творчества Бобрович Н.А., фото автора коллекции и др.

  2. С.Антонович says:

    Павловопосадские шали и платки. Подаются на Премию вторично. Уже отклонялись. И недаром. Эти платки придумали русские купцы, а вовсе не главный художник павловопосадской фабрики, их шьют с конца 18 века, и никто не объявлял это каким-то чудом. При советской власти они шли как сувениры за границу, теперь их никто не берет. Где же здесь, как гласит положение о Премии, «произведение литературы и искусства, вносящее большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы»? какое может быть укрепление дружбы благодаря платку? Пусть даже и красивому? Мне понятно, когда художник создаёт картину, ─ столетиями будут приходить люди и часами смотреть на неё. Кто на этот платок будет смотреть более пяти минут?
    Нам подают некое новшество народного костюма ─ «техника лоскутного шитья». Но в русской глубинке и сейчас шьют половики из лоскутов, только вот старухи не знают, что это техника «лоскутного шитья». Из цветных лоскутов в средние века шили наряд для шутов и актеров. Сейчас сшили в сарафан штук 5 кусков разноцветной материи, и объявили это искусством. В чём тут искусство?

    • Нина Александровна says:

      Уважаемый С.Антонович! Всё новое — это хорошо забытое старое… К сожалению, в современном мире порою уж очень «хорошо» подзабыты рукотворные, прекрасные и гармоничные с природой и человеком предметы народного творчества. Если не прокричать караул сейчас, то завтра будет поздно — а ведь мы многое смогли увидеть в экспедициях, узнали секреты наших дорогих сердцу и уму деревенских старожилов, кое-что научились делать своими руками по традициям славных предков — например, славянские пояса. И кричать об этом нужно со всех, извините «углов»…
      В чём я с Вами совершенно согласна, что текст и фото о проекте «Букет для славянки» на странице сайта очень узко отражают информацию о произведениях проекта — этносарафаны лишь треть коллекции, посвящённая знаковой культуре 21 века, а людей которые часами любуются павловопосадскими узорами найдётся немало — и России, и в Беларуси… Берегут шали, которые достались в наследство, как семейную реликвию. Конечно, в своём большинстве — это женщины и из глубинок, и нет… Может быть, лишь несколько процентов из них пользуются интернетом, чаще они ходят в церкви и костёлы. По святым праздникам они и наряжаются в самую красивую русскую павловопосадскую шаль… Вот они рассказали бы больше, а я знаю это с раннего детства — из белорусской старолепельской глубинки!

    • Алеся Часопіс жанчын Беларусі says:

      Яркие праздничные павловопосадские платки давно известны белорусским женщинам. В основе рисунка — роза, королева цветов, во всех стадиях её расцвета — от бутона до пышной во всей красе и увядающей. Как символ женщины, такой платок создан для неё. Хотя позже появились и другие расцветки. На Белорусском Полесье свекровь до сих пор дарит такой шерстяной платок на свадьбе невестке, которую в обрядовых песнях сравнивают с розой. Та бережно его хранит и повязывает по праздникам, затем передаёт своей невестке. В деревенских сундуках можно найти и шёлковые платки, они тоже изготовлены на этой фабрике. Витебский искусствовед Нина Бобрович недавно разработала серию костюмов — это совместный российско-белорусский проект «Возвращение к истокам». А российские художницы создали серию рисунков платков специально для белорусских женщин — «Журавушка», «Белая Русь», «Малиновка», «Старый замок», «Славянка» и другие. В 2012 году на Славянском базаре была выставка павловопосадских платков, и россияне получили специальный диплом Постоянного комитета Союзного государства — «За творческое воплощение дружбы Беларуси и России». На павловопосадской фабрике закупают лучший в мире китайский шёлк на шали, платки, шарфы и палантины, а шерсть — от овец мериносовой породы. Последние годы стали немного использовать лён и хлопок для столового и постельного белья, но красители по-прежнему натуральные. К сожалению, рынок сейчас наполнили подобные платки из акрила — подделки из Турции и Китая на основе рисунков художниц из города Павловский Посад. Школе платочного искусства 150 лет, а фабрика, основанная в 1795 году, выдержала все испытания временем и работает успешно. Художницы к самым большим юбилеям городов и исторических событий дарят миру удивительные сувенирные платки. И всегда готовы радовать покупателей всеми красками природы на платках, которые расписывают талантливо и с любовью.

  3. Вакар Людмила says:

    Коллекция платков павлопасадских художников раскошная. В ней есть исторические реконструкции и много современных авторских композиций, которые делают двухвековую традицию востребованной сегодня. . Сам факт, того, что элемент сословного «купеческого» костюма стал общероссийским брендом и способен быть предметом творческого диалога между соседними славянскими культурами говорит о его актуальности и неисчерпанности художественных возможностей. Коллекция костюмов привлекает своей направленностью на культивирование славянского образа. В наше время с его нивилирующей всё и вся глобализацией этот проект привлекает своей укоренённостью в традиции, истории, народности. Из всех предложеных проектов он имеет более широкий радиус воздействия, так как связан с повседневной жизнью, вносит в неё радость творчества.

  4. Сампоева Инга says:

    Коллекция изумительная! А сама идея этой коллекции достойна любой премии. Как же это не чудо, если с конца 18 века к этим шедеврам не проходит интерес по всему миру?! Да еще какой интерес! Лично наблюдала на форумах погоню за Павловопосадскими новинками и лично могу свидетельствовать, что они продаются с успехом в Нью Йорке.
    А то что коллекция нравится белорусским женщинам,интересует их,молодежь белорусская узнает и начинает любить великолепные образцы художественных традиций братского русского народа, это ли не огромный вклад в дружбу и братство?
    Коллекция достойнейшая!

  5. Белякова Алла Евгеньевна says:

    Являюсь горячей поклонницей павловопосадского платка, настоящего явления в русском прикладном искусстве. Краса необыкновенная! Огромное спасибо всему коллективу за то, что в самые смутные годы сумели сохранить мануфактуру, преумножить творческое достояние, развить его. Сколько есть премий в мире, столько бы и присудила коллективу художников мануфактуры.

  6. Нелля says:

    Я действительно просто влюбилась в павло-посадские платки. И хотя первый павлопосадский свой платок (это «Ностальгия») я купила недавно — себе в подарок к 50-летию, я успела привязаться к нему и к этой теме всей душой. Коллекция шалей стала потихоньку пополняться (две шали — Молитва и Аромат лета я купила дочке ко дню рождения), а в мечтах — новые приобретения. Свои шали и платки люблю настолько, что некоторым из них посвятила стихотворения:
    Павлопосадские платки
    «Ностальгия»

    «Синий платок», « лоскуток голубой» –
    Песен немало сложено-спето.
    И у меня теперь будет с тобой
    Песня своя, своё тёплое лето.

    Плечи закутаю в пёструю ткань,
    И затрепещет на ней цветочек.
    Степью пройдусь я в рассветную рань –
    Душу согрей мне, синий платочек.

    Каждый красив –на любой посмотри!
    Но мне милее, чем все другие,
    Синий платочек с цветами внутри
    С грустным названием «Ностальгия».
    ( 14.04.2013)

    Аромат лета
    Вдыхаю лета дивный аромат –
    Цветущих роз рассветное дыханье,
    И незабудок нежных трепетанье –
    На ткани белой распустился сад.

    И летом, и зимой цветёт платок,
    Нас удивляя совершенством линий.
    Вот розовый цветок, небесно-синий,
    Узора необычный завиток.

    Я бережно закутываюсь в шаль
    И окунаюсь в сад благоуханный!
    Ах, лета аромат всегда желанный –
    Поманит в неизведанную даль…
    (05.07.2013)

    Ласковое утро
    Ласковое утро,
    Медленный рассвет…
    Росы перламутром
    Облепили цвет.

    Небеса белеют,
    Тает ночи тень.
    Скоро разомлеет
    Под лучами день.

    Оживают краски.
    Солнышко встаёт.
    Как в волшебной сказке –
    Всё вокруг цветёт.

    Новый день – навстречу,
    Свежести глоток.
    Обнимает плечи
    Маленький платок.
    (05.07.2013)
    с уважением — Нелля из Кировоградской области, Украина

  7. Пользователь: ЛеснаЯ says:

    http://www.perunica.ru/tradicii/5452-pavloposadskie-uzory.html Традиции » Павловопосадские Узоры
    Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле. Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси.
    В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов – бобов и пейсли (или восточный огурец).
    История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более двух веков, но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в 60-х годах девятнадцатого, века- через пятьдесят лет после открытия фабрики. На протяжении всего девятнадцатого века предприятие постоянно модернизировалось и богатело, вместе с тем постоянно борясь с жесткой конкуренцией, т.к. широко востребованная в России продукция выпускалась на многих фабриках. Благодаря таланту художников и мастеров предприятию удалось не только выстоять, но и занять ведущее место в индустрии.
    Постепенно предприятие разрасталось и уже в начале двадцатого века «Товарищество мануфактур Лабзина и Грязнова» крупнейшее предприятие в России по производству шерстяных платков, на котором работало более 2000 работников.
    После революции 1917 года предприятие было национализировано и преобразовано в Старо-Павловскую фабрику. На протяжении советского периода фабрика выпускала платки в основном используя рисунки старых мастеров, но и изделия с «современной» тематикой (портреты вождей революции, индустриализация, коллективизация страны) пользовались популярностью. Но постепенно стилистика павловопосадских платков вернулась в классическое русло, и на платках снова заиграли яркими красками цветочные орнаменты и восточные узоры.
    Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.
    В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.
    За более чем двух вековое существование, Павловопосадская платочная мануфактура прошла огромный путь своего развития от крестьянской светлицы до современного конкурентоспособного производства, отвечающего всем мировым стандартам. Ее достижения неоднократно были отмечены на различных выставках, начиная от Малой Серебряной Медали на Московской выставке российских мануфактурных произведений, до Большой Золотой Медали на Всемирной выставке в столице Бельгии в Брюсселе.
    Основные элементы декора павловопосадских платков – обвязку, как и два века назад делают вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два часа – это семейная традиция, ее вяжут и мамы и бабушки и дети.
    До того, как павлово-посадские платки стали неотъемлемой частью народного костюма крестьянства и купеческого сословия, они долгое время оставались модным аксессуаром дам благородных сословий. В начале 19 века этот элемент женского гардероба был настолько популярен, что существовал даже танец с шалью, в котором дамы могли демонстрировать свою благородную осанку. Платки того времени обычно декорировались турецкими орнаментами, чуть позднее в моду вошли так же и цветочные орнаменты. Их создание – особое искусство, бережно и ревностно хранимое художниками и мастерами набойного дела павловопосадской платочной мануфактуры.
    Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Секрет такой популярности в том, что эти платки передают особенности национального русского характера, напоминая о свойственной ему духовности.
    Спустя столько лет павловопосадский платок продолжает жить и развиваться: восстанавливаются старинные узоры, заимствуются орнаменты других народов и культур. К примеру, в настоящее время пользуются популярностью платки и шали с «турецкими огурцами» и «бобами», позаимствованные у знаменитых индийских кашемировых шалей.
    Это неудивительно, потому что настоящие, традиционные, качественные вещи найдут своих ценителей в любые времена, и павлово-посадские платки тому подтверждение.

  8. Фонд возрождения народных традиций. Национальный Фонд Святого Трифона says:

    История павлопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павлово-посадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением.
    Как зародилось производство павлово-посадских платков? И почему эта продукция популярна во всем мире?
    Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу.
    В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», производящий набивные шали и платки. Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир.
    Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павлово-посадского платка. А сложившийся стиль — от крупного рисунка по краям к мелкому в центре, а по углам — броские цветы — и сегодня является визитной карточкой фабрики.
    Число тонов в рисунке от 10 до 18, но может доходить и до 30. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы…
    Однако, главным лейтмотивом павлопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом — радостные и веселые эпизоды из жизни людей.
    Изначально искусные мастера расписывали платки вручную, что требовало особого мастерства. Однако, на рубеже 18-19 веков производство было автоматизировано московскими фабрикантами Гучковыми. И тут же русские платки стали получать высочайшие награды за качество на ярмарках и выставках. Уже тогда техника производства позволяла делать узоры на платках одно- и двухсторонними, предлагался огромный выбор платков: и по разнообразию узоров, и для разной погоды, и для разных случаев. Конечно, доступны они были изначально женщинам из более высоких сословий купцов.
    В то время было несколько известных фабрик: в Калужской губернии фабрика Александровых и в Московской губернии павловопосадская мануфактура Лабзина и Грязнова, в дальнейшем получившая наибольшую известность из всех российских платочных производств. У каждой фабрики есть своя визитная карточка: узор, по которому сразу видно, какая фабрика выпустила платок. Например, павлово-посадские платки знамениты густым цветочным рисунком: по краям платка это пышные цветы (как правило, полевые, садовые, которыми богата земля русская; также это лилии, однако, рисунок хоть и считается классическим, но встречается реже, чем, например, розы), в центре чаще всего располагаются небольшие гирлянды. Также в павлопосадских платках используются восточные орнаменты (восточный огурец или пейсли — декоративный орнамент каплевидной формы), которые пришли в Россию из Азии. В любом случае, это всегда разнообразие узоров, фактуры ткани и несомненное качество.
    На фабрике сложилась авторская школа создания платочных рисунков. Художники, работающие на предприятии, — члены Союза художников и Союза дизайнеров. В 1981 году они были удостоены Государственной премии РСФСР имени Ильи Репина, а в 1999 году — Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
    Ряд художников, работающих над созданием рисунков павлово-посадских платков, носят звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Это настоящие ветераны платочного производства, люди, которые не просто поддерживают «на плаву» старинное искусство, но делают его современным и актуальным.
    Современные павлово-посадские платки изготавливаются не только из шерсти, но также из шелка и хлопка. Кроме платков, выпускается большой ассортимент шалей и шарфов. Всю эту продукцию можно узнать безошибочно — даже самые современные рисунки выполнены в традиционном стиле Павловского Посада: многоцветные, яркие, с филигранной проработкой деталей.
    Может быть, популярности павлово-посадских платков способствует то, что один из ее основателей был святым. Василий Грязнов (тот самый, который участвовал в основании торгового дома «Яков Лабзин и Василий Грязнов», живший в 1816-1869 годах) был канонизирован в августе 1999 года Русской православной церковью в лике святого Московской епархии как Праведный Василий Павлово-Посадский.
    Не удивительно, что искусство изготовления павлово-посадских платков обладает высокой духовностью. Без нее просто не создать уникальные рисунки, делающие продукцию фабрики популярной во всем мире.
    Изначально платок представлял собой элемент национального костюма, его надевали по случаю праздника или торжества или, наоборот, в печали (недаром фабрики производили платки для разных житейских ситуаций). Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.
    Со временем павловопосадские платки получили более широкое применение: сегодня они являются любимым головным убором и украшением многих модниц, его носят в повседневной жизни, в любое время года. Павлово-посадские платки и по сей день считаются самыми красивыми, качественными и шикарными. Для многих женщин — это лучший подарок.

  9. Татьяна Матвеева says:

    Эта стильная, яркая и очень нарядная коллекция была представлена в Витебске 8 июля, накануне «Славянского базара», в рамках фестивального российско-белорусского выставочного проект «Букет для славянки».
    Платья в конструктивистском стиле сшиты из павлопосадских шерстяных и шелковых платков и белорусского льна. Автор этой шикарной коллекции – Нина Бобрович, член городского клуба мастеров народного творчества, который действует в культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо города Витебска «Двина».
    Наряды из платков и льна демонстрировали девушки из подиум-школы Сергея Нагорного в Витебске.
    В этот же день в Музыкальной гостиной открылась выставка «Партнерство традиций и моды». Здесь представлены коллекции павловопосадских шалей и моделей народного костюма, выполненных из этих знаменитых на весь мир платков.
    В коллекцию шалей вошли авторские работы ведущих художников Павлопосадской платочной мануфактуры (город Павловский Посад, Россия). Руководитель этого проекта, заслуженный художник России Виктор Зубрицкий разработал композиции для сувенирных платков, посвященных 200-летию Отечественной войны 1812 года, восстановил рисунки старинных шалей XIX века. Интересно, что все павлопосадские шали – с яркими цветочными узорами, красивым геометрическим и растительным орнаментом – имеют поэтические названия: «Русь», «Журавушка», «Ивушка», «Старинный замок», «Малиновка», «Букет для славянки», «Аромат лета», «Песня ветра», «Весенний ручеек»…
    Работая над коллекцией моделей в ретростиле, витебская художница Нина Бобрович реконструировала народный костюм, бытовавший на витебско-псковском и витебско-смоленском пограничье на рубеже XIX-ХХ веков. Это сарафаны, сорочки, юбки, пояса, фартуки и платки.

  10. Светлана ХОРСУН корреспондент "МП" says:

    Букет для славянки
    Так называется совместный проект национальной одежды россиян и белорусов, созданный по узорам знаменитых павловопосадских платков, который представляет работу россиян — «Цветы России» и белорусов — «Возвращение к истокам». И это символично: и российские маки, и белорусские васильки одинаково очаровательны в этом необычном букете. В областных центрах Беларуси уже проходили выставки-продажи знаменитых павловопосадских платков, где белорусы могли полюбоваться этим роскошным изделием художественных промыслов братской страны. Пока их можно заказать только по почте. В планах — открытие фирменных магазинов, в том числе и в Беларуси, по продаже этих российских брендов из старинного города Павловский Посад, где еще в 1795 году крестьянин Иван Лабзин открыл фабрику по выпуску шелковых платков, а в середине ХІХ века его правнук Яков Лабзин со своим компаньоном Василием Грязновым начал производство шерстяных платков с красочным печатным рисунком. В 1853 году ими был основан «Торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», который торговал по всей России и за рубежом. Ежегодно «Павловопосадская платочная мануфактура» выпускает около 600 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов и т.д. — более миллиона изделий в год. Основа для шерстяных платков и шалей — высококачественная мериносовая тонкорунная шерсть. Используются натуральный шелк, который закупается в Китае, лен и хлопок, а также экологически чистые красители. В арсенале — более тысячи рисунков. Процесс создания включает в себя и ручной труд, вплоть до бахромы, которая вяжется вручную. Павловопосадские платки — очень жизнерадостные, сродни цветущему Эдему: здесь и розы, и маки, и жасмин. Шьют из них свои костюмы знаменитые российские артисты Надежда Бабкина, Алика Смехова и другие, активно работает с ними и модельер Слава Зайцев. Но, пожалуй, самое главное — их любят и ценят обычные покупатели, ведь павловопосадское производство имеет под собой православные традиции. Люди, которые трудились и трудятся на производстве, — в основном из окрестных деревень старообрядцев: дети в крестьянских семьях здесь издавна учились по Часослову и Псалтыри. В домах сельчан, как правило, были старинные книги с цветными орнаментальными заставками. Образ цветущей лилии имел для мастера священное значение, он его связывал с народным представлением о Древе жизни, о вечном цветении райских садов… Все это воплотилось в цветочных росписях павловопосадских платков и шалей, которые легко ложатся не только на плечи, но и на славянскую душу, согревают и радуют ее своим божественным цветением.

  11. natual.ru admin says:

    Красота ярких орнаментов завораживает взгляд. Одни названия авторских композиций, выполненных в рамках совместного проекта художников известного ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» и ГУ «Культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска «Двина» чего стоят! «Весенний ручеек», «Осеннее танго», «Мелодия любви», «Восточная сказка», «Драгоценная», «Признание», «Берег грез», «Песня ветра», «Аромат любви», «Подмосковные вечера»…
    В сочетании с этими шедеврами отлично смотрятся модели костюмов, не зря коллекция носит общее название «Букет для славянки». Действительно, когда находишься в выставочном зале кажется, что ты попал на сказочный луг и купаешься в море изумительных цветов…
    Но отойдем от романтического настроения, которое можно навсегда оставить «при себе» всего за 900—4000 российских рублей. Именно столько придется заплатить за оригинальный платок, не имеющий аналогов. Итак, уникальная коллекция создана в целях популяризации исторического наследия и развития традиций славянских культур России и Беларуси. Промысел по изготовлению платков с печатным авторским рисунком в Павловском Посаде имеет двухвековую историю развития, а потому стал национальным российским брендом. В Беларуси павловопосадские шали как элемент женского костюма широко распространились в середине XIX века. Руководитель нынешнего проекта, претендующего на премию Союзного государства в области литературы и искусства, — заслуженный художник России Виктор Зубрицкий. Поэтические образы двух стран запечатлены в работах «Русь» и «Журавушка». Белорусской истории посвящена платочная композиция «Старинный замок».
    Автор коллекции моделей костюмов, разработанных на основе павловопосадских платков, — член городского клуба мастеров народного творчества Культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска «Двина» Нина Бобрович.
    Вот так искусство и народные промыслы объединили таланты России и Беларуси, а результатом их плодотворного творческого «дуэта» стали совершенно уникальные, эксклюзивные наряды, в которых слились воедино и дружба, и культура, и история…

  12. "Российская газета" says:

    В этом году в Витебском технологическом колледже в рамках фестиваля были организованы необычные мастер-классы: начинающих мастеров декоративно-прикладного творчества обучали азам ремесла главный художник павловопосадской мануфактуры Виктор Зубрицкий и известный витебский дизайнер Нина Бобрович. Эти мастер-классы посетил и Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Пока он с неподдельным интересом изучал эскизы ребят, я отвела в сторонку «пошептаться» Виктора Зубрицкого: коллекция костюмов из павловопосадских платков выдвинута на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства.
    - Виктор Иванович, знаю, что этот проект необычный…
    Виктор Зубрицкий: «Букет для славянки» — совместный российско-белорусский проект. Белорусская часть называется «Возвращение к истокам», ее выполнила мастер Нина Бобрович. В нашу коллекцию павловопосадской мануфактуры «Цветы России» вошли 60 изумительных платков, такие как «Русь», «Старинный замок», «Журавушка» художника Ирины Дадоновой. Взяли шаль художника Валерии Фадеевой с символом «Славянского базара» — васильком. Вы заметили, что в Витебске бабушки повсюду торгуют букетиками васильков?
    - Заметила! И кто же инициатор совместного проекта?
    Виктор Зубрицкий: Мы. В Беларуси у нас много друзей, вот и решили объединить усилия. Кстати, сейчас в Любани проходит наша очередная выставка «Цветы России на ваших плечах» — можете полюбоваться нашими платками.
    - Как возникла белорусская часть коллекции?
    Виктор Зубрицкий: Коллекция костюмов на основе павловопосадских платков возрождает традиции народного славянского костюма. Нина Бобрович предложила реконструировать народный костюм, бытовавший в витебско-псковском, витебско-смоленском пограничье, а также создать современные модели . По большому счету, Нина Бобрович решила посмотреть на белорусский костюм через павловопосадский калейдоскоп. Кроме платков в костюме используются еще ленты, пояса, сорочки, сшитые изо льна «Оршанского льнокомбината».
    - У вас много премий, в том числе Государственная премия России. Насколько важна для вас премия Союзного государства?
    Виктор Зубрицкий: В прошлом году на «Славянском базаре в Витебске» нам был вручен диплом Постоянного комитета Союзного государства за воплощение в творчестве идей дружбы между народами России и Беларуси. Это для нас высокая честь.
    - У вас есть коллекция платков с изображением городов. Чей замысел?
    Виктор Зубрицкий: Такой сувенирный ряд существует испокон веков, подобный платок есть даже в Историческом музее. Мы продолжаем создавать платки, посвящая их Ярославлю, Санкт-Петербургу, героям Отечественной войны 8012 года, Вохонскому сражению.
    - Наверняка, на ваших платках появятся и новые исторические темы?
    Виктор Зубрицкий: Готовится платок, посвященный Петру I. Есть мысли насчет платка, посвященного 400-летию Дома Романовых. Я занимаюсь подбором материалов. Исследую скипетры, троны. Есть герб Романовых, который выносили при короновании царей. Он может лечь в основу композиции.

  13. News Editor2 Июль 23rd, 2013 says:

    В рамках ХХII Международного фестиваля искусств «Славянского базара в Витебске» художники Павлопасадской платочной мануфактуры провели мастер-класс для учащихся Витебского государственного технологического колледжа.
    Главный художник Виктор Зубрицкий рассказал учащимся об истории создания предприятия, о российско-белорусских проектах и познакомил с техникой исполнения некоторых узоров. Для многих студентов этот мастер-класс стал настоящим откровением. Ребята увидели новые методы проектирования композиции, приемы, о существовании которых они раньше не подозревали. Например, Виктор Зубрицкий привез с собой уникальные эскизы, повторение которых потребовала от ребят скрупулезной и даже филигранной работы.
    Интересно, что сегодня, как в России, так и в Беларуси, пошла волна популярности платочного принта и расцветки под русский стиль. Один из авторов группы белорусско-российского проекта «Букет для славянки», художник-модельер Нина Бобрович объясняет это интересом, прежде всего, к ручному творчеству. По ее мнению, автор изначально закладывает в свое изделие понятие о красоте, добре и появляются так называемые «счастливые вещи». Что удивительно модная тенденция не уходит, а трансформируется и держится уже второй год подряд. Цветочный принт в который раз получил народное признание. И это понятно — такая мода несет в себе образы и России, и Беларуси, нашей природы, эмоции людей.
    — И так всегда было в народе: когда мастерица творит, она думает о чем-то прекрасном и хорошем, потом эти мысли передаются нам. А вот машины и технологии не передают чувства другого человека… — считает Нина Бобрович.

  14. Оксана Мытько says:

    В числе соискателей премий Союзного государства в области литературы и искусства за 2013-2014 годы, которые были объявлены 24 мая, значится уникальный российско-белорусский проект «Букет для славянки».
    Проект является результатом творческой работы коллектива Павловопосадской платочной мануфактуры и Культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска «Двина».
    Надо сказать, Павловопосадская платочная мануфактура уже выдвигалась от Российской Федерации на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2011—2012 годы с коллекцией шалей «Наследие». Проект удостоился высоких отзывов и был включен в число номинантов союзной премии. «Букет для славянки», который выдвигается на соискание премии в этом году, является уже совместным российско-белорусским проектом. Без сомнения, это яркий пример плодотворного творческого сотрудничества России и Беларуси в области народных ремесел и промыслов.
    Основа для рождения проекта «Букет для славянки» была заложена в 2010 году на международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске». В выставочном зале Культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо г. Витебска «Двина» состоялась большая выставка платков и шалей Павловопосадской платочной мануфактуры. Насколько белорусов впечатлило великолепие красок и узоров павловопосадских платков, настолько российским гостям из Павловского Посада Московской области, что называется, «легли на душу» народные костюмы витебского строя. И вскоре член городского клуба мастеров народного творчества Культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо г. Витебска «Двина» Нина Бобрович получила интересное предложение — разработать коллекцию белорусской национальной одежды с элементами из павловопосадских платочных рисунков.
    — Конечно, я с радостью согласилась участвовать в проекте, сразу увидев безграничный потенциал такой коллекции, — призналась нашему корреспонденту Нина Бобрович. — Ведь, с одной стороны, это уникальная возможность популяризировать национальный белорусский костюм, с другой — поработать с таким уникальным брендом народных художественных промыслов России, как Павловопосадская платочная мануфактура.
    С павловопосадскими платками Нина Александровна, как и многие в нашей республике, знакома не понаслышке. В деревне Старый Лепель Лепельского района, где она выросла, павловопосадские платки были главным богатством в девичьем приданом. «Помню из своего детства, эти платки считались очень большой ценностью, но мало кто мог себе позволить носить целый платок. В сельские магазины большие шали с бахромой присылали по почте в единичных экземплярах. Чтобы увеличить количество счастливых желающих, дефицитную вещь покупали в «складчину» и разрезали на четыре части. Все деревенские женщины мечтали, что когда-нибудь смогут нарядиться в целую шикарную шаль», — вспоминает белорусская мастерица.
    Нина Бобрович занимается изучением и воссозданием народных костюмов Витебщины уже более двадцати лет. Неоднократно выезжала в этнографические экспедиции, является автором около 30 научных публикаций, разработала более 100 эскизов реконструкций аутентичных артефактов и сценических народных костюмов, имеет государственное авторское право на созданные в 2006 году эскизы народных костюмов для восстановления спектакля «Нестерка», являющегося визитной карточкой Национального академического драматического театра им. Я.Коласа.
    В основу проекта «Букет для славянки» легла коллекция шалей «Цветы России», которая включает авторские работы ведущих художников Павловопосадской платочной мануфактуры. «Возвращение к истокам» — так решено было назвать авторскую коллекцию моделей одежды, разработанную на основе купонов павловопосадских платков. Она представляет собой реконструкцию народного костюма, бытовавшего на витебско-псковском и витебско-смоленском пограничье рубежа XIX—XX веков, а также современные модели, исполненные в традициях конструктивизма и фольклоризма.
    «Платок первичен, я работаю с тем, что уже создали павловопосадские художники, но при этом пытаюсь мысль художников развить, донести и дополнить тем, как мы понимаем ее в контексте Беларуси», — рассказывает Нина Бобрович. Она работает в тесной творческой связке с ведущими художниками Павловского Посада Виктором Зубрицким, Валерией Фадеевой и Еленой Жуковой, которые уже не раз приезжали в Беларусь в рамках работы над совместным проектом. С другими российскими коллегами по проекту Еленой Фаворитовой, Ириной Дадоновой и Татьяной Сухаревской общение происходило через результат их творчества — авторский платок, от которого и рождалась концепция будущей модели костюма.
    У каждой модели коллекции «Возвращение к истокам» есть свое имя, несущее ту или иную смысловую нагрузку. «Зося» и «Прасковья» — так назвала мастерица модели двух первых косоклинных сарафанов традиционного кроя. «Прасковья» была создана на основе платка «Испанский» художника Виктора Зубрицкого, «Зося» — на основании платка «Аромат лета» Ирины Дадоновой. Вскоре девичий хоровод сарафанов дополнили «Акулина», «Вера», «Надежда», «Устинья», «Владислава» и другие модели. Не остался без внимания и сильный пол — на свет появились «Иван» и «Василек».
    Презентация проекта состоялась в прошлом году в рамках фольклорного праздника «Народное гулянье Масленица», прошедшего в Культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо г. Витебска «Двина». С тех пор он неоднократно представлялся для участия в различных мероприятиях как в Беларуси, так и в России, неизменно получая самый теплый прием.
    — Я была приятно удивлена, когда в прошлом году на «Славянском базаре в Витебске» даже мужчины принимались разглядывать одетые в костюмы из коллекции манекены. Ведь они очень редко рассматривают женскую одежду, их это мало интересует. А тут подходили, останавливались и пытались понять, как что в костюме «устроено», — с улыбкой рассказывает Нина Бобрович.
    Большая выставка-продажа павловопосадских платков и демонстрация разработанной на их основе коллекции одежды «Возвращение к истокам» обязательно пройдет на «Славянском базаре в Витебске» и нынешним летом. Будут показаны все модели коллекции, которых на сегодняшний день уже двадцать. В том числе и ее новинки — модели костюма, созданные под впечатлением «супрематического мира» художника-авангардиста Казимира Малевича.
    На сегодняшний день «Возвращение к истокам» является исключительно выставочным проектом. Но, возможно, со временем отдельные модели коллекции, что называется, «пойдут в народ». Этностиль сейчас на пике моды, и нарядиться погожим летним днем в красивый и натуральный по составу этносарафан, я бы, честно сказать, не отказалась…
    Цветы России. И Беларуси…
    Приятно отметить, что результатом российско-белорусского проекта «Букет для славянки» стала не только коллекция моделей одежды «Возвращение к истокам». Помимо этого, павловопосадские художники создают потрясающей красоты платки, посвященные Беларуси. Приезжая в нашу страну, они имеют возможность постичь ее душу, почерпнуть вдохновение и получить столь необходимую в творческом процессе эмоциональную подпитку.
    — При работе над совместной коллекцией мы постарались найти в своих произведениях тему Беларуси. Таким образом вырисовались платки «Русь», «Журавушка», «Старый замок», «Малиновка», а также «Славянка», где главное «действующее лицо» — васильки, — рассказал нашему корреспонденту руководитель проекта «Букет для славянки» главный художник Павловопосадской платочной мануфактуры Виктор Зубрицкий.
    В прошлом году на «Славянском базаре в Витебске» коллектив художников Павловопосадской платочной мануфактуры был удостоен специального диплома Постоянного комитета Союзного государства «За творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России». «Мы этим дипломом очень гордимся и благодарим Постоянный Комитет за такую оценку нашего творчества», — отметил Виктор Зубрицкий.
    Как призналась нашему корреспонденту павловопосадская художница Валерия Фадеева, у каждого посвященного Беларуси платка есть своя история. К примеру, образ платка «Славянка» возник у нее во время «Славянского базара в Витебске», символом которого являются васильки. «Мне рассказали историю, что раньше во время «Славянских базаров» буквально на каждом углу стояли бабушки, которые продавали маленькие букетики васильков. Так что это был не просто символ праздника, а маленький красивый нюанс. И мне эта история так запала в душу, что я приехала домой и сделала рисунок, который назвала «Славянка». Здесь есть и букетики белорусских васильков, и маленькие розовые цветочки с русских полей как символ дружбы между нашими народами», — рассказала художница.
    А вот платок «Малиновка» обязан своему появлению знаменитой песне «Верасов» «Малиновка», которую Валерия Фадеева услышала на одном из концертов. «У меня в голове уже вырисовался образ платка, посвященного Беларуси, но чувствовала, что не хватает еще какого-то нюанса. И когда зазвучала песня «Малиновка», сразу родилось и название, и колорит, и зазвучал сразу этот рисунок совсем по-другому, в нем появились маленькие ягодки, — признается Валерия Фадеева. — Так что белорусские идеи влияют на наши рисунки, наши рисунки — на идеи, которые возникают у Нины Бобрович. А все вместе — это наш замечательный проект «Букет для славянки», который мы очень любим».

  15. Нина КАТАЕВА says:

    За 217 лет существования мануфактуры ее изделия получили высокое признание в мире – от Большого государственного герба на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и звания поставщика Императорского двора России, Гран-при Международной выставки в Париже (1937), золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе (1958), призов международных выставок в Дамаске (1961) и Лейпциге (1966) до Госпремии России имени И. Е. Репина (1981), Российской национальной премии – «Лучшая работа года в области дизайна «Виктория» (1997, 1999), Госпремии России в области литературы и искусства (2000), Премии Правительства России в области культуры (2010).
    Выставки шалей и платков «Истоки» с успехом прошли едва ли не в десятке белорусских городов, когда группа художников мануфактуры с коллекцией «Наследие» номинировалась на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2011–2012 годы. Художников чествовали в Центре народных ремесел «Двина» на «Славянском базаре в Витебске». Сейчас в Беларуси, в рамках совместного проекта «Букет для славянки», проходит выставка павловопосадских шалей «Цветы России», художники вновь номинированы на эту премию.
    А начинался промысел с шелковых шалей, производить шерстяные платки с красочным набивным рисунком начали лишь с середины XIX века. И до 1917 года рисовальщиками были исключительно мужчины. Сегодня мужчина один – главный художник Виктор Зубрицкий.
    – Выставка «Цветы России» в Раубичах под Минском открылась в конце января, это спортивная деревня, где находятся филиал Художественного музея Республики Беларусь и Музей народного искусства, – рассказывает Зубрицкий. – Насколько она популярна, можно судить по выступлениям белорусских участников круглого стола по проблемам премии Союзного государства, который недавно прошел в Москве. Выставка продлится до конца апреля. Белорусские женщины, скажу вам, потеряли голову, они же не просто смотрят на изделия, но и покупают их. «Цветы России» – это наша часть большого совместного проекта «Букет для славянки». А белорусы из нашей платочной ткани сошьют костюмы по традиционному народному крою, их часть проекта называется «Возвращение к истокам». На данном этапе идет процесс обмена идеями, наши художники и белорусские мастерицы подпитывают фантазию друг друга, и мы надеемся, что к «Славянскому базару» у белорусов будет готово не менее 30 костюмов.
    А сколько за эти годы было теплых встреч! В Бобруйске на выставку пришла женщина, заглянула посмотреть, ее заинтересовало название – «Истоки». Причем никогда в жизни она не носила платки, ее головной убор – беретка. Зашла, говорит, и обомлела – и вышла с выставки с шалью. «Когда я накинула ее перед зеркалом, ощутила необыкновенную благодать в душе и уже не смогла расстаться с ней», – призналась она. Ради таких признаний стоит устраивать выставки.
    Два года назад провели выставки во всех крупных городах Беларуси, о первой за год договаривались с Могилевом. А когда пошли восторженные отзывы о неописуемой красоте наших шалей – и в прессе, и в людской молве, – директора выставочных залов стали нас передавать из рук в руки: Бобруйск, Гомель, Лида, Молодечно, Гродно. Особенно тесная дружба завязалась с Любанью – городом – побратимом Павловского Посада.
    – Наши платки приезжают покупать даже из Европы и Америки, – продолжает Виктор Зубрицкий. – Одно время очень нравилась иранцам моя «Рябина». Там гирлянды листьев без единого цветка, а по ним разбросаны гроздья рябины. И дополнены «вертолетиками», которые осенью, знаете, гроздьями висят на деревьях, а потом, крутясь, падают на землю. Долго я ходил и смотрел на них – «вот бы в платок», – и нашел наконец решение. Так пробивать пришлось с боем, сомневались, брать в печать или не брать, но рискнули.
    Жизнь у платков, надо сказать, разная – год, 10 лет, а то и столетие. Например, «Подкова», которую еще до революции создал Нил Постигов, – ярчайший пример гармонии в сочетании орнамента и рисунка. И созданная в 30-х годах прошлого века «Молитва» Константина Аболихина хорошо покупается. «Белые розы» Лидии Шаховской, которая творила в 50-х годах XX века, до сих пор не выходят из тиража. Пережили своих создательниц «Времена года» Златы Ольшевской и платок «Майя» Екатерины Регуновой.
    Вместе с нашим платком, я уже говорил, благодать покрывает и голову, и душу женщины, потому что это не чисто утилитарный предмет, но еще и произведение искусства. На одной из выставок я заметил женщину, которая стояла в отдалении и не приближалась к платкам. «Что ж вы там стоите, – сказал ей, – идите ближе». Она подходит и говорит: «Искуситель, я не ношу ваши платки…» «А что тогда стоять?» – думаю про себя. А она продолжает: «…но страстно их люблю. У меня пять ваших изделий, вот стою – выбираю, как бы шестое купить». А дальше серьезно так говорит: «Знаете, в жизни не всегда бывает все хорошо, иногда такая хандра нападет, просто тоска, вот в такие моменты я прихожу домой, беру чашечку кофе или чая, закутываюсь в одну из ваших шалей, сажусь в кресло и, вы не поверите, рождаюсь заново. Вот что такое ваши платки и шали для людей!» После таких слов и думаешь: «А ты сам-то готов родиться заново? То есть создать что-то новое? Для чего вообще ты живешь на этой земле?» Ты испытываешь настоящее вдохновение и готов творить дальше.

  16. оadmin Блог интернет-магазина “Пух-платок” says:

    Павловопосадские платки — легенда русской моды
    Платок павловопосадский — как атрибут русской культуры, как бренд, как традиционная часть моды.
    Какие они бывают — павловопосадские платки, что сделало его таким родным узнаваемым и в то же время оригинальным.
    «Павловопосадские платки» — это устойчивое сочетание устойчиво и среди национальных трендов. По праву занимает одно их ведущих мест в исконно русской атрибутике. При этом, при всей символичности, с некой архаичностью и лубочностью павловопосадские платки актуальны, и востребованы сегодня (сравните, например, с «застывшим» самоваром). Павловопосадская платочная мануфактура относится к предприятиям народных художественных промыслов. Первые упоминания значатся в 1795 г. И вот уже спустя века павловопосадские платки по-прежнему интересны — прочно заняли свое модное место и в наше время. Как это получилось? В чем особенность и специфика павловопосадского платка?
    Посмотрим на город, где создают платки — Павловский Посад. Словно законсервирована красота этого места, дух, традиции. Здесь сохранились древние обряды, старинные книги с цветочными орнаментами. Именно эти орнаменты и стали украшением первых платков. На них изображены цветущие ветви розы и лилии – знак древа жизни, райского сада. Секрету плетения чистошерстяной нити более 200 лет, сохранились и преумножились рисунки павловопосадского платка за эти годы. Позже появился «турецкий огурец»(от восточных кашемировых палантинов). Со временем появились и другие мотивы, в соответствии с веяними времени.
    Главный элемент рисунка — роза. В центре, как правило, мелкие цветы, по краю более крупные в сочетании с восточным орнаментом. Рисунок располагается симметрично от центра. Для одного платка используется 18-23 тонов, сочетание цветов гармоничное и правильное, поэтому павло-посадские платки такие яркие и универсальные. Изначально преобладали насыщенные цвета — бордовый, черный, ярко-синий, темно-зеленый — обозначающие богатство. Павловопосадские платки действительно можно назвать богатством. Больше нигде в мире не выпускают шерстяных платков с набивным цветочным рисунком. Знаменитая роза с павловопосадского платка украшает герб города-производителя.
    Сначала мануфактура производила в основном набивные платки и шали двух типов: из плотной шерстяной ткани и из тонкой полупрозрачной шерсти с шелковыми просновками или без них. Сейчас павловопосадская мануфактура включает в себя не только производство традиционных платков, но и шалей, мужских и женских шарфов, палантинов, косынок, постельного белья. Шелковые изделия и полушерстяные, платки атласные,из крепдешина и крепжоржета, шелковые с бахромой, без бахромы….Ежегодно производится более 200 различных видов платков.
    Почему платок до сих актуален?
    Очень просто: он может изменить ваш образ, подчеркнуть вашу индивидуальность и вкус. Его можно носить и дома, и на работе, он хорошо сохраняет прическу, а бывает обстоятельства, когда просто некогда заняться прической. Это очень удобный головной убор!
    А если он еще и красивый, а про павловопосадские платки и сказать иначе нельзя!
    Такой яркий сочный платок моден и во все времена. Платок в мире моды — безусловный аксессуар стиля, намек на изысканность его носителя.
    Павловопосадский платок подчеркивает традиционную красоту величавых восхитительных очаровательных, воспетых поэтами русских женщин.
    Это универсальный подарок, признанный во всем мире сувенир.
    Презент начальнику, подруге, сувенир официальным лицам.
    Павловопосадский платок порадует самых главных людей в Вашей жизни, Ваших родных и близких.
    Бабушки, мамы, жены, дочери, племянницы — все будут рады этому яркому красочному и очень удобному головному убору!

  17. Интернет-магазин «Платкофф96.ру» says:

    Павловопосадские платки — бренд России с более чем двухсотлетней историей. Эти замечательные произведения художественного промысла, впитавшего в себя разнообразие цветочных узоров, известны далеко за пределами нашей страны.

  18. Денис Солопов says:

    В России есть вещи, на которые время не может оказать воздействие, как бы оно не старалось. Сегодня их можно назвать модным иностранным словом “БРЕНД”. Один из таких брендов – Павлово-Посадская платочная мануфактура.
    Само слово мануфактура (позднелат. manufactura, от лат. manus — рука и factura — изготовление) подразумевает огромную долю ручного труда в производственном процессе.
    Этой традиции на фабрике следуют до сих пор. Рисунок каждой шали выполняется художниками фабрики вручную. Кстати, работают они преимущественно в домашних условиях, поэтому Павлово-Посадскую фабрику можно считать законодателем моды на ещё одно иностранное слово, а точнее способ работы – free-lance.
    Именно так художники начинали работать на фабрике больше 200 лет назад и так работают и по сей день.
    Весь процесс производства знаменитой Павлово-Посадской шали включает примерно 50 циклов. И эта фабрика единственная в Европе, поддерживает весь процесс, от рисунка до прилавка, самостоятельно, в отличии от своих зарубежных конкурентов, которые закупают принты и ткани у дизайнерских бюро.
    Именно это отличие и делает Павлово-Посадские платки брендом и восхищает своим качеством людей практически по всему миру.
    216 лет непревзойдённого качества, усердия и ручного труда!
    Наверняка у многих найдётся платок с полувековой (если не больше) историей, из бабушкиного сундука, который за всё это время ничуть не потерял в качестве ни ткани ни рисунка.
    Эти произведения всегда были вне моды, именно поэтому они сохраняют своё обаяние вот уже два столетия. И сегодня, когда многие кричат о том, что в России уже давно нет ничего своего, можно с уверенностью сказать – ЕСТЬ!
    Да это не авто-пром и не истребители, но это та самая часть целого, на которой можно прекрасно строить бренд России в мире.
    Денис Солопов “Русская мода”

  19. Дарья РЯБЦЕВА газета Голас Любаншчыны says:

    Чем в первую очередь славится Павловский Посад? Ответ очевиден – своими платками. Благодаря тому, что между ним и Любанью сложились тесные партнерские отношения (они являются городами-побратимами), года два назад в нашем музее народной славы работала выставка предметов производства знаменитого предприятия по изготовлению платков.
    Тогда она оказалась очень популярной среди жителей района, однако коллекция находилась в райцентре всего месяц. И еще долгое время после закрытия экспозиции приходили люди и с нотками сожаления, что не успели посетить ее, интересовались, запланирована ли повторная демонстрация платков. Тогда невозможно было дать определенный ответ. И вот, наконец, свершилось. Изделия снова экспонируются в музее. Кстати, Любани в этом плане повезло. Ведь если в Беларуси они и выставлялись, то только в областных или других крупных городах.
    Кроме того, во время экскурсии старший научный сотрудник музея Елена Квиткевич расскажет много интересных фактов из истории основания платочной мануфактуры, а также о процессе изготовления ее продукции: как это делалось в начале прошлого столетия, и как производство налажено сегодня. По ее словам, выставку уже посетило немало народа, в том числе она вызвала интерес и у мужчин. Из всего количества привезенных изделий встретить две одинаковые вещи практически невозможно. Даже если рисунок будет один и тот же на нескольких предметах, он будет предложен в разных цветовых гаммах. Таким образом, можно сказать, что практически все представленные экспонаты являются для нашего района эксклюзивными. Кстати, понравившийся экземпляр при желании можно приобрести.
    Особое внимание хотелось бы обратить на названия изделий. У каждого из них оно свое, неповторимое и прекрасное, звучит, как песня: «Садко», «У камина», «Весеннее утро», «Танцующие орхидеи», «Незнакомка», «Вальс бостон» и другие. Все рисунки имеют автора. сегодня на предприятии их трудится восемь. Однако некоторые изображения были созданы в начале прошлого века и забыты, а в последние годы восстановлены. В таком случае указывается двойное авторство. Перед тем, как узор пойдет в производство, его должен утвердить художественный совет.
    Пусть павловопосадские платки «расцветут» и на ваших плечах.

  20. Светлана says:

    Я открыла для себя павловопосадский платок полтора года назад , случайно заглянув на выставку белорусской промышленности, где нашла стенд с платочной мануфактурой Павлова посада. Яркость красок, цветы — все это просто покорило меня. Это называется » любовь с первого взгляда»! » Тайна сердца» просто сразила моё сердце! Каждый платок — произведение искусства! Каждый — авторская работа! У каждого удивительная энергетика, потому, что каждый художник посвятил своему творению не один час, вложив в него свою душу, своё мастерство, частичку самого себя!
    Хотя некоторые пока ещё воспринимают павловопосадский платок как » бабушкин» , мне нравится, что большинства женщин и очень даже молодых девушек понимают и ценят красоту этих изделий. А как охотно скупают эти платки иностранные туристы! Уж они-то понимают и ценят достойные вещи. А какие дивные наряды создаёт Вячеслав Зайцев из этих платков!
    Творческих успехов, вам уважаемые художники! Продолжайте радовать нас своими изумительными платками и шалями! Спасибо, что делитесь с нами частичками своей души!

  21. Российская академия художеств says:

    Президиум Российской академии художеств поддерживает совместный Российско-Белорусский проект «Букет для славянки» по созданию павловопосадских шалей и моделей одежды по народным мотивам и творчеству К.Малевича, подготовленный творческим коллективом «Павловопосадская платочная мануфактура» под руководством В.Зубрицкого и ГУ «Культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо» г.Витебска «Двина». Осуществленный этап проекта представляет действенные результаты сотрудничества, продолжение и развитие традиций в современном культурном пространстве, и заслуживает самых высоких номинаций и наград.

    • Художница Айшет says:

      Неужели прямо весь Президиум Академии проголосовал? И когда же он собирался по столь животрепещущему вопросу? И где подписи членов президиума?

      И еще. В разделе ОТЗЫВЫ выдавать рекламу интернет-магазинов, торгующих платками, за отзывы, — некрасиво. И уродовать классический русский сарафан не стоит. Уж пусть лучше остается как есть.

      • Художник-модельер Нина Бобрович says:

        Классический русский сарафан как артефакт традиционной народной культуры священно оберегаем равно как и образы его белорусских собратьев — в рамках проекта кроились и сшивались только купоны авторских павловопосадских платков и шалей (с предварительного согласия авторов в ходе документальных договорённостей по осуществлению проекта «Букет для славянки»), а также льняное полотно ведущего в Республике Беларусь предприятия Оршанский льнокомбинат (полотно приобреталось в частном порядке за собственные средства в фирменных магазинах Оршанского льнокомбината и других, расположенных в городе Витебске).

      • Валентина и Елена says:

        Как русская песня и русский танец, павловопосадские шали являются одним из национальных символов России. Поэтому я думаю, нет ничего удивительного, что этот российско-белорусский проект поддержала Российская академия художеств, тем более, что художественное оформление платков является одной из ветвей изобразительного искусства России.
        Относительно «уродования классического русского сарафана». Профессиональный художник должен знать, что в мире нет ничего застоявшегося — всё изменяется во времени, и народный костюм — не исключение, т.к. он постоянно приспосабливается к меняющимся условиям быта, работы, отдыха человека.
        Данный российско-белорусский проект — это не только копирование классики, но, как мы понимаем, и создание на её основе новых образов и акцентов созвучных сегодняшнему дню.
        Мы с восторгом поддерживаем и голосуем ЗА этот удивительный по силе воплощения красоты и эмоционального звучания проект. И низко кланяемся художникам, вложившим свой талант и нежное сердце в каждое произведение. Это — Гимн российско-белорусского единства, если хотите.

  22. Александр Федоров says:

    Павловопосадская платочная мануфактура — это культурное достояние России!

  23. Татьяна Федорова says:

    Павловопосадские платки сейчас очень современны, в последнее время стали особенно популярны среди молодежи и выдержаны в лучших традициях.

  24. Ольга says:

    Говорить много не буду, просто представлю свои стихи и вы все поймете.

    Любимый муж,. заботливые дети.
    Ну что еще возможно пожелать?
    Но чудо есть на этом белом свете!
    Как по-другому наш платок назвать?
    От «Роз, разбросанных по снегу»,
    Навеет негой и добром
    И «Чародейка» душу греет
    Своим дыханьем и теплом.
    «Волшебниц» трепетный полет
    В «Мелодию любви» зовет,
    Где «Леопардовые сны»
    В «Весеннем утре» не видны.
    И «Ненаглядной» взор чудесный
    В «Цветочной сказке» звонкой песней,
    Вдруг отзовется,
    И тогда…
    Та «Тайна сердца» разольется
    В «Весеннем утреннем ручье»
    И «Русским золотом» играя,
    Узор волшебный заплетая,
    Душа моя уж мчится в высь…
    «Мгновение остановись»!!!

  25. Надежда says:

    Павловский Посад — моя малая родина. Красота павловопосадской шали могла родиться только в нашем городе!

  26. Прудникова Марина says:

    Павлопосадская продукция по-моему никогда не потеряет своей актуальности,она всегда может дополнить любую моду и не только дополнить,в последнее время из платков шьется много одежды и пользуется популярностью.Без этих платков Россия потеряет свою изюминку.

  27. Детская газета «Зорька». Рубрика: Новости says:

    В рамках мероприятий XXII Международного фестиваля искусств “Славянский базар в Витебске” многочисленным гостям демонстрировались уникальнейшие коллекции моделей костюмов и павлово-посадских шалей под названием “Букет для славянки”, выполненные в технике лоскутного шитья из павлово-посадских купонов (отрезков ткани) на основе кроя народного костюма приграничных районов России и Беларуси. Совместный проект главного художника Павлово-посадской платочной мануфактуры, заслуженного художника Российской Федерации и лауреата престижных государственных премий Виктора Ивановича Зубрицкого и художника-дизайнера городского клуба мастеров народного творчества “Задвинье” (при культурно-историческом комплексе “Золотое кольцо г. Витебска “Двина”) Нины Александровны Бобрович вошёл в число номинантов на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2013–2014 годы.
    Нешуточный интерес к процессу составления композиций и воспроизводства старинных узоров проявили во время обучающих мастер-классов начинающие дизайнеры – студенты Витебского государственного технологического колледжа. Неописуемой привлекательности наряды с нескрываемым восторгом примеряли на себя и прямо с показа гордо выходили на улицы фестивальной столицы юные прелестницы
    Четверг, 08.08.2013

  28. Надежда says:

    Павловопосадский платок, это, как символ Покрова Богородицы объединяющий, людей государства, мир дарящий и помогающий сохранить радость, красоту и доброту в людях. . Можно много говорить о традициях, переходящих из века в век, о замечательных художниках-мастерах, сотворяющих это чудо — главное это всегда результат — восхищение и преклонение перед рукотворным волшебством в котором участвует целый коллектив.

  29. Анастасия, любительница платков и шарфов says:

    За что тут нужно дать премию? За то, что юных девушек нарядили в уродующие их фигурки сарафаны, состряпанные из шерстяных платков? И это, типа, укрепляет братство и дружбу народов? Павловопосадской мануфактуре хочется пожелать: прежде, чем участвовать в странноватых конкурсах, озаботьтесь повышением качества своей продукции. А то попала я тут в платке за 3500 руб. («Таинственный вечер») под небольшой дождичек, и он безобразно закрасил одежду, на которую был сверху накинут. Не говоря уже о том, что шерстяную продукцию ППМ вообще нельзя стирать. Интересно, что шерстяные и кашемировые яркие платки других производителей (итальянцев, к примеру) спокойно стирку переносят. Значит, ППМ есть к чему стремиться. Современная женщина, и в России и в Беларуси, мечтает не в примитивном пузырящемся исконно-посконно-домотканом сарафанчике ходить, а покупать красивую, качественную, комфортную и легкую в уходе одежду. Художники Мануфактуры – Профессионалы с большой буквы, тут не поспоришь. А качество продукции на выходе цене (и амбициям ППМ) не соответствует. Если бы был конкурс только художников, обязательно бы за павловопосадских проголосовала! А так, почему-то больше тянет дружить и брататься с производителями немецких, итальянских, японских и других «некитайских» качественных товаров.

    • Татьяна Матвеева TUT.BY says:

      Эта стильная, яркая и очень нарядная коллекция была представлена в Витебске 8 июля, накануне «Славянского базара», в рамках фестивального российско-белорусского выставочного проект «Букет для славянки».
      Платья в конструктивистском стиле сшиты из павлопосадских шерстяных и шелковых платков и белорусского льна. Автор этой шикарной коллекции – Нина Бобрович, член городского клуба мастеров народного творчества, который действует в культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо города Витебска «Двина».
      Наряды из платков и льна демонстрировали девушки из подиум-школы Сергея Нагорного в Витебске.
      В этот же день в Музыкальной гостиной открылась выставка «Партнерство традиций и моды». Здесь представлены коллекции павловопосадских шалей и моделей народного костюма, выполненных из этих знаменитых на весь мир платков.
      В коллекцию шалей вошли авторские работы ведущих художников Павлопосадской платочной мануфактуры (город Павловский Посад, Россия). Руководитель этого проекта, заслуженный художник России Виктор Зубрицкий разработал композиции для сувенирных платков, посвященных 200-летию Отечественной войны 1812 года, восстановил рисунки старинных шалей XIX века. Интересно, что все павлопосадские шали – с яркими цветочными узорами, красивым геометрическим и растительным орнаментом – имеют поэтические названия: «Русь», «Журавушка», «Ивушка», «Старинный замок», «Малиновка», «Букет для славянки», «Аромат лета», «Песня ветра», «Весенний ручеек»…
      Работая над коллекцией моделей в ретростиле, витебская художница Нина Бобрович реконструировала народный костюм, бытовавший на витебско-псковском и витебско-смоленском пограничье на рубеже XIX-ХХ веков.
      фото: Игорь Матвеев
      Читать полностью: http://news.tut.by/culture/356519.html

  30. Новости Белорусско-Российского сотрудничества says:

    15.07.2013 Создатели проекта «Букет для славянки» провели мастер-класс для учащихся Витебского технологического колледжа. Как рассказала член городского клуба мастеров народного творчества Культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо г. Витебска «Двина» Нина Бобрович, в основу проекта «Букет для славянки» легла коллекция шалей «Цветы России», которая включает авторские работы ведущих художников Павловопосадской платочной мануфактуры. Авторская коллекция, разработанная на основе купонов павловопосадких платков называется «Возвращение к истокам». Она представляет собой реконструкцию народного костюма, бытовавшего на витебско-псковском и витебско-смоленском пограничье рубежа XIX—XX веков, а также современные модели, исполненные в традициях конструктивизма и фольклоризма.
    Часть работ, созданных павлопосадскими мастерами, посвящена Беларуси. Для создания коллекции также применялись традиционные материалы, которые производят современные белорусские предприятия. Именно из них и были созданы 20 конкурсных моделей.
    «В рамках мастер-класса мы показали краткий курс плетения небольшого пояса. На мой взгляд, сегодняшнее мероприятие помогает приобщить молодежь к старинным традициям и ценностям. Когда дети выплетают поясок, они руками могут почувствовать то, чем владели их предки»

  31. Наталья says:

    Павлопосадские помогают создать сказочную атмосферу на арт-терапевтических встречах женских групп. Удивительное тепло души отражающееся в рисунках на разных платках помогает клиентам чувствовать себя согретыми любовью и пониманием.

  32. евгения says:

    не думала вступать в полемику, просто читала комментарии, но не смогла удержаться и хочу ответить Анастасии. Я давняя горячая поклонница павловопосадских платков и шалей, можно сказать,что у меня небольшая коллекция! Я считала бесспорным и участие, и номинацию коллектива художников на премию. Надо хранить и поддерживать то немногое, что нам досталось в наследство( в культурном плане), а вы норовите все отдать на откуп иностранцам! Критиковать можно, даже нужно, но по делу, а тут сплошные эмоции: сарафаны «состряпаны», платки линяют, конкурс «странноватый»! Да не «странноватый», а Премия Союзного государства, без уважения к людям, стремящимся своим творчеством сделать наш мир чуть-чуть лучше, нельзя добиться уважения к себе самому. Кстати, Анастасия, если Вы нашли 3500рублей на платок, могли бы заглянуть в этикетку, где черным по белому сказано как стирать и гладить шали.Да! «Дружите» лучше с немцами и итальянцами, а я остаюсь верна моим любимым павловопосадским шалям!

  33. Маргарита says:

    Проект Букет для славянки достоин премии! Это красиво, это сделано совместно с братским народом, это наша история. Вспомните, что дарит наш Президент иностранным гостям — это павловопосадский платок ! Чем многообразнее он будет использоваться- тем богаче будем мы все!

  34. Мук "Музей истории русского платка и шали" г. Павловского Посадав says:

    Коллектив музея гордится работами художников Павловопосадской платочной мануфактуры. Несмотря на большую конкуренцию, этот народный промысел не потерял свое лицо и на протяжении двухвековой истории, продолжая традиции, идет в ногу со временем. Фонды нашего музея позволяют нам сравнивать платки более 30 мануфактур России рубежа 19-20 веков и надо подчеркнуть, что до 21 века дожило только это предприятие. Художники Павловопосадской платочной мануфактуры являются единственными в России хранителями традиций платочного производства и одновременно новаторами идей современной жизни платка в декоративно-прикладном искусстве. Представленный совместный проект «Букет славянки» еще раз подтверждает креативность художников мануфактуры и автора коллекции костюмов «Возвращение к истокам». Близость культур наших славянских народов позволила объединить в одном творческом порыве павловопосадские платки и стиль народной одежды Белоруси.

  35. арина says:

    я согласна со всеми положительными коментариями я обожаю их платки каждый день ношу красота

  36. Чикина Арина says:

    Дорогие художники Павловопосадской платочной мануфактуры , мне очень понравились все ваши платки. Я считаю что вы самые лучшие номинанты на эту премию .Большинство номинантов жульничало в этом голосовании ,но вы нет.Больше всего меня тронули работы Фадеевой Валерии и Жуковой Елены, их работы кажутся мне живыми и все их рисунки очень красивые.Мне очень нравятся все их работы, и по этому я отдаю свой голос за Павловопосадскую платочную мануфактуру.

  37. ирина says:

    храним традиции, живем настоящим. творим будущее!!!! молодцы!!!

  38. Анна says:

    Дорогие наши художники! Вы очень талантливые мастера и дарите красоту миру! Ваше искусство красиво и радостно! Я сердцем голосую за Вас и желаю Вам удачи! Вы большие молодцы! Удачи!!!

  39. Анна Р says:

    Павловопосадские платки- это красота и гордость России! Сама их очень люблю.
    В представленной коллекции мне понравились только сарафаны из платков «Аромат лета» и «Испанский», а балахоны с однотонными вставками выглядят не очень. Если нужно было соединить павловопосадские платки и белорусский лён, это можно было сделать гораздо изящнее.
    Кстати сказать, есть мастера, шьющие гораздо более интересные вещи из платков.

  40. Алиска says:

    Я раньше думала, что такие платки носят только бабушки. А сейчас и самой захотелось. Яркий, праздничный и такой нарядный. Сарафаны из него тоже очень интересная идея. Встречала индийские балахоны, ну это же не то, что хотелось. А здесь в самое «apple». Респект коллективу за fashion!!!

  41. Мама Алиски says:

    Здесь абсолютно согласна с дочкой…Не может не радовать тот факт, что дизайнеры вновь ввели в моду исконно русские платки и они стали одними из самых популярных аксессуаров в других странах!!!

  42. Елена says:

    Превосходно,, за всеми руками! Национальные традиции нужно уважать и продолжать!

  43. Юлия Кутепова says:

    Нина Александровна, желаю вам победить))

  44. Ли Синьжунь says:

    ОЧЕНЬ ХОРОШО))))

  45. Елена says:

    Как можно русских отличать на наших гастрольных концертах в Америке? А по Павловопасадским платкам, похоже эмигранты, как золотые изделия и кусочек родной земли, каждый увозил ещё и Павлопасадский платок! У моей мамочки тоже есть платок этой мануфактуры, у бабушки был, следует, у каждой женщины если пока нет, то он обязательно появится… Огромной удачи коллективу!!!

  46. Лилия Керножицкая says:

    Учитывая необходимость разработки новых моделей одежды в народном стиле для молодёжи в целях использования на народных праздниках и гуляньях, в быту , считаю данный проект актуальным и значимым и на территории Беларуси, и на территории России .

Оставьте отзыв

Желаете присоединиться к дискуссии?
В таком случае оставьте ваш комментарий в поле для ответа!

Добавить комментарий

Премия Союзного государства в области литературы и искусства